Заочное образование: революция или эволюция?

Заочное образование: революция или эволюция?

Заочное образование: революция или эволюция?

Уже на протяжении четырех последних лет в России не смолкает полемика вокруг будущего заочного образования. Еще с 2010 года ведущие ВУЗы страны предлагают убрать эту форму обучения, так как она не дает должного уровня образования студентам и попусту тратит бюджетные ресурсы. Между тем, существует мнение, что вместо революционных отмен, которые, кстати, так и не были прописаны в новом Федеральном законе об образовании, необходимо эволюционное развитие заочного обучения. По мнению экспертов, будущее будет за дистанционным образованием, которое полностью возьмет под свой контроль студентов-заочников.

Тема об отмене заочного образования была инициирована еще в 2010 году ректором МГУ Виктором Садовничем. Все это произошло на фоне того, что в 2009 году на «заочку» в сотни российских ВУЗов пришло больше студентов, чем раньше. Конечно, поводом для этого послужили в частности и экономические причины – ведь образование на «заочке» было дешевле, чем на других формах обучения.

Однако основной претензией к заочному обучению со стороны МГУ и СПбГУ состояла в том, что оно не способно дать фундаментальную научную подготовку ни в одной области знаний. По мнению ректоров ведущих ВУЗов, низкое качество заочного образования — следствие отсутствия контакта с преподавателем, практических занятий, адекватной оценки знаний. Именно поэтому, в частности, заочная форма обучения неприемлема в медицине.

В конце 2012 года ректоров поддержал Союз машиностроителей России, который внес предложение в закон «Об образовании», которое касается отмены дистанционной и заочной формы обучения по сложным специальностям.

«Будущие инженеры будут разрабатывать сложные технические конструкции, которые должны функционировать в безопасном режиме, а не представлять потенциальную угрозу для людей. Реакторы не должны взрываться, самолеты падать, суда тонуть, поезда сходить с рельсов. Поэтому студенты инженерного профиля обязаны не только теоретически знать, но и чувствовать тонкости технологии, свойства металла и инструмента. Иначе говоря, обладать той суммой знаний, которая отсутствует во многих учебниках. Мы предлагаем дополнить статью законопроекта “Образовательные программы” пунктом, в котором отменить или ограничить применение заочной или дистанционной формы обучения по сложным, в первую очередь, инженерным специальностям», – подчеркнул первый вице-президент Союза, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев.

Депутат озвучил и другие предложения Союза машиностроителей: восстановление начального профессионального образования, приравнивание образовательных подразделений промышленных предприятий (учебно-производственные комбинаты и комплексы, учебно-демонстрационные центры и др.) по статусу к учреждениям начального профессионального образования, восстановление порядка распределения выпускников технических СПУ и ВУЗов, получивших образование на бюджетной основе, на предприятия с дальнейшей работой не менее трех лет по специальности или компенсации государству при трудоустройстве не по профилю, говорится в релизе Союза машиностроителей России.

Однако вступивший в силу в прошлом году новый закон Об образовании все же никак не решил данную проблему – вопросы отмены заочного образования вообще не были никак затронуты. Говорит ли это о том, что государство решило не трогать столь деликатную тему, либо просто о ней на время забыла – сложно.

Но, тем не менее, в региональных ВУЗах по-прежнему время от времени намекают, что не имеют желания отказываться от заочного образования. В частности, как отмечают в Пермской государственной фармацевтической академии, заочная форма обучения рассчитана на реализацию важной концепции в трудовой жизни медицинского персонала – «обучение через всю жизнь». «По заочной форме обучаются люди, уже имеющие среднее профессиональное образование по фармацевтической либо медицинской специальности. Их обучение по заочной форме способствует повышению уровня их профессиональных знаний, и, соответственно, повышению качества фармацевтического обслуживания населения и медицинских организаций. Таким образом, решение об отмене заочного образования по специальности «фармация» не вполне мотивирована»,  – отмечают в Пермской академии.

Между тем, эксперты считают, что эволюционным путем разрешения ситуации может стать развитие ВУЗами дистанционного образования. Уже сейчас большинство учебных заведений развивают обучающие интернет-технологии, переходят к онлайновым формам обучения, интерактивной работе преподавателей со студентами. МГУ, по словам ректора Виктора Садовничего, «в полной мере» и «взамен заочного», развивает дистанционное обучение. Все обучающиеся в СПбГУ заочники получают высшее образование, а университет тем временем не исключает возможности развивать программы дистанционного обучения.

 

Редакторский состав «УчисьУчись.рф»

Поделиться:

Теги:

Администрация портала
Комментарии

Необходимо авторизоваться!