Республиканские споры о языке

Республиканские споры о языке

Республиканские споры о языке

В Татарстане накаляется ситуация с непринятием местными властями разрабатываемой во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным Концепцией преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации. В республике, со ссылкой на Конституцию Российской Федерации, заявляют,  что регионы должны кроме русского языка использовать и свои национальные языки. Попробуем разобраться в возникшей проблеме.

Концептуальный русский язык

 

Проект Концепцией преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ разработан при участии Института русского языка РАН, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и других учебных заведений. 29 октября 2015 года проект Концепции был одобрен решением рабочей группы при председателе Госдумы ФС РФ. В ноябре 2015 года проект вынесен на общественное обсуждение и сразу подвергся жесточайшей критике.

Основной закон Российского государства гарантирует своим гражданам, что каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (см. статью 26 Конституции РФ). То есть, согласно Конституции РФ: хочу - учусь на русском языке, хочу – на своем родном. Право выбора остается за школьником и его родителями.

Согласно Федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом  Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, при составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом: в образовательных учреждениях с русским языком обучения не  270 часов (начальная школа) и 245 часов (основная школа) для предмета "Русский язык" и 202 часов для предмета "Литературное чтение"; а в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения 34 часов и 105 для предмета "Русский язык" соответственно и 245 часов дополнительно для предмета "Литература". Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература", устанавливается субъектом Российской Федерации и/или самостоятельно образовательным учреждением. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в редакции от  23.06.2015 также учитывает возможность получения знаний в национальных и русских школах. Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература", устанавливается субъектом Российской Федерации или самостоятельно образовательным учреждением, осуществляющим преподавание на родном (нерусском) языке.

А вот в противовес основному закону и федеральным стандартам в проекте Концепции (пункт 9)прямо указывается, что наиболее рациональной и эффективной является такая организация образования, при которой обучение основным предметам образовательной программы ведется на русском языке с начального этапа на всей территории Российской Федерации, при этом необходимо создать единую государственную систему обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и литератур,то есть Концепцией фактически игнорируются нормы законодательства Российской Федерации. 

Анализ концепции преподавания русского языка

 

«Мысль авторов Концепции (в части особенностей преподавания русского языка как неродного и связанных с этим организационных проблем) выражена слишком обтекаемо и потому имеет двойственный, граничащий с дискриминационным, смысл. Вряд ли возвращение доминирующей нации (имеется в виду – русская) к роли «старшего брата» может быть актуально в мире, где вопросы национальной идентичности весьма остры. Думается, в этом разделе текст Концепции должен быть доработан в максимальной прозрачности» заявляет в своей реплике-отзыве Патрик Т.Л., кандидат педагогических наук, учитель высшей категории ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г.Москва стаж педагогической работы — 29 лет.

В адрес концепции прозвучали  также компетентные мнения о провокационном характере ее отдельных пунктов, в частности, пункта 3 Концепции «Изучение русского языка и литературы в условиях ограниченной русской среды». Так, по мнению профессора кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ Елизаветы Хамраевой, данный пункт нарушает Конституцию РФ. “У нас по Конституции каждый гражданин Российской Федерации имеет право получать образование не на русском языке. Это либо провокация, либо полное непонимание, потому что регионы, получив такую концепцию, могут донести её до шовинистически настроенного населения, которое моментально начнёт, можно сказать, даже военные действия», - подчеркнула она.

Эксперт Мустафин из Чувашского государственного института гуманитарных наук поддерживает мнение своих московских коллег и считает, что искусственное ограничение гарантированных конституционных прав ненаучно и, кроме того, в вынесенной на обсуждение  версии проекта имеют место положения, которые при их реализации содержат в себе конфликтогенность и способны нанести системе образования на родных языках народов Российской Федерации определённый урон.

Татарстан против 

А в Республике Татарстан критика Концепции вышла за рамки экспертных заключений, обсуждение (и осуждение) Концепции были инициированы на самом высоком уровне.

27.11.2015 проведен «круглый стол» в Госсовете РТ, которых с некоторым сарказмом осветили региональные СМИ. У корреспондента газеты «Вечерняя Казань» сложилось мнение, что власть в регионе опасается, что в Концепции отчетливо просматривается скорый конец любимого детища официального Татарстана – национальных школ с преподаванием большинства предметов на татарском языке.

В интервью газете «Коммерсант» глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев предрек, что в Республике вообще перестанет существовать национальное образование, если такая концепция будет принята, и предложил исключить такое положение из документа.

Главу комитета Госсовета РТ поддержали гендиректор телерадиокомпании «Новый век», депутат Госсовета от «Единой России» Ильшат Аминов, директор казанской гимназии №102 Ирина Бакова,  Глава исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, замминистра культуры РТ Эльвира Камалова и многие другие общественные и политические деятели. Не остался в стороне и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

 

Продолжение следует…

 

Редакция «УчисьУчись.рф»

Поделиться:

Теги:

Администрация портала
Комментарии

Необходимо авторизоваться!