Групповая работа на уроке – коллективная безответственность или ответственное сотрудничество?

Групповая работа на уроке – коллективная безответственность или ответственное сотрудничество?

Групповая работа на уроке – коллективная безответственность или ответственное сотрудничество?

ФГОС всех уровней школьного образования ориентирует на организацию учебных занятий на основе деятельности учащихся в парах, разных по размеру группах, объясняя это необходимостью формирования и развития учебных действий, называемых универсальными (УУД).

Встречаются утверждения, что постепенно объем такой деятельности составит около 80% урока.

Высказываются опасения, что избыток групповых видов учения приведет к утрате ответственности, инициативы, авторства, к фиксации стереотипных способов поведения, социальных ролей в группе.

Преимущества и риски групповой деятельности для развития УУД

Личностные

Решая учебную задачу совместно с другими школьниками, ребенок наблюдает их отношение к учению, сравнивает, выявляет свое – интерес, равнодушие, стремление, избегание. Замечает отношение детей друг к другу – внимание, небрежность, стремление или отказ помочь, самоопределяется в межличностном пространстве. Что укрепится в его личности - зависит от нравственной атмосферы группы, об особенностях которой педагог не всегда знает.

Познавательные

Оказавшись перед групповым заданием, дети упражняются в постановке проблемы, сталкиваются с иным взглядом, видят в действии разные способы поиска информации, приемы решения, оформления результата. Разные виды вопросов, разные стратегии исследования. Арсенал логических умений обогащается. С другой стороны, роли могут распределиться так, что одни учащиеся выполняют только интеллектуальную работу, а другие только техническую, или просто присутствуют.

Коммуникативные

Это наиболее очевидные действия при работе в группе, но дети могут обойтись и без них. Не договариваясь о функциях, не принимая обязательств, без дискуссий, они выполняют однотипные действия, суммируют результат. Все зависит от того, действительно ли есть нужда объединяться, или это формальность.

Регулятивные

Групповое взаимодействие направлено на их развитие в наибольшей степени. Только в нем деятельность зримо раскладывается на составляющие - смыслы, цели, операции, этапы, контрольные действия. Взаимоконтроль максимальный, т.к. все на виду, каждый может поправить другого в процессе. В группе осуществляется контроль всей структуры деятельности - понятна ли проблема, удерживается ли цель, те ли действия подобраны, нет ли необходимости коррекции, виден ли уже результат, похож ли он на замысел, готовы ли его представить - эскизно или "под ключ". Групповая работа - анатомия умственной деятельности. Поэтому учителя часто дают или разрабатывают с детьми алгоритмы, чтобы сделать видимыми и социально распределенными процессы, которые у образованного человека будут протекать невидимо и индивидуально. Без четких ориентиров работа в группе вызывает привыкание к хаосу.

Что содействует развитию, а не обесцениванию ответственности

  1. До группового выполнения учебной деятельности учитель обсуждает с группами ее смысл, цель и порядок. Дает конкретное представление о содержании действий, которые надо распределить на всех.
  2. В процессе работы педагог наблюдает каждого ребенка и каждую группу, ставит задачи для коррекции ошибок.
  3. Сразу после выполнения группой задания обсуждает с учащимися результат, эмоциональные впечатления, деловые. Персональный результат каждого: "Какие действия я выполнял в группе? Каков мой вклад сегодня?". Самая грубая ошибка: "Я помогал". Нет такого действия. Помощь - это этический смысл действия, а нужно содержание (искал, записывал, спрашивал).
  4. После успешного освоения содержания в группе учитель обязательно дает задачи для индивидуального выполнения. Групповой этап нужен только для интериоризации - формирования внутреннего умственного плана. Но когда внутренний план сформирован, ребенок должен иметь возможность пользоваться им, решать задачи, нести ответственность за достижения. Ребенку необходима достоверная обратная связь о том, какие задачи способен решать лично он, а не его команда, каков его стиль, креативность, амбиции.

Следовательно, дело не в объеме групповой или индивидуальной деятельности, а в их обоснованном чередовании, когда групповая подготавливает к индивидуальной, за которой вновь следует ответственное учебное сотрудничество.

Поделиться:

Теги:

Администрация портала
Комментарии

Необходимо авторизоваться!