Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

В далекие царские времена на Руси образованные и духовно просвещенные люди понимали важность духовного воспитания молодого поколения. В советскую эпоху это воспитание было подменено принципами коммунистической морали. А после распада СССР, когда в Россию хлынул информационный поток из Европы, почти никто, кроме священнослужителей, не был озабочен духовным воспитанием. Но спустя несколько лет, когда молодое поколение стало поражать своим беспринципным поведением, глумящимся над всем, что еще недавно было для русского человека святым, задумались над духовными основами не только священнослужители, но и учителя, люди искусства, многие из родителей подрастающих детей.

Поэтому в современной эпохе духовно-нравственному воспитанию уделяется особо важное внимание. Но наиболее важным оно является для учителей литературы, которые знакомят своих учащихся с произведениями отечественной и мировой классики, которые учат нас духовным ценностям.

Над чем должен задумываться учитель литературы, воспитывая подрастающее поколение?

Негласная мораль общества во все века была тесно связана с основами религии, избранной обществом. Мы же, изучая отечественную литературу, опираемся на духовные основы православия. Это объясняется тем, что каждый человек в своей жизни должен следовать христианским заповедям, жить по совести и в соответствии с христианскими заповедями. Интересно и то, что в условиях обучения в рамках ФГОС, духовно-нравственному воспитанию уделяется одна из ведущих ролей.

Что препятствует духовно-нравственному воспитанию?

  • Засилие фильмов, художественных произведений зарубежных авторов, не преследующих какой-либо воспитательной цели, на телевидении и в сети интернет.
  • Жизненные принципы многих слоев общества, не следующих в своей жизни принципам духовной нравственности.
  • 2.Появление огромного количества сетевых игр, принципы которых основаны на выражении насилия, лжи, хитрости и т.п..

Нравственные принципы, воплощенные в литературных произведениях

Учитель литературы заинтересован в том, чтобы его воспитанники стали людьми высоконравственными, а воспитать их таковыми невозможно без традиций отечественной классики. Поэтому анализируя произведения А.С.Пушкина «Дубровский», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка» «Евгений Онегин», учитель все усилия направляет на то, чтобы его учащиеся поняли, что человек в своей жизни должен следовать моральным принципам, голосу совести, что подлость, насилие не способны сделать человека счастливым и успешным.

Повести Л.Н.Толстого «Детство» и М.Горького «Детство» дают замечательное представление о том, чем должен руководствоваться человек в период взросления, что он должен отсеивать как ненужное, а что воспитывать в себе.

Многие жизненные коллизии разрешаются для учащихся при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир», вместе с персонажами романа они хорошо понимают, что в жизни необходима огромная духовная работа человека, лишь тогда он сможет почувствовать удовлетворение от своей деятельности.

Замечательным в смысле воспитания является роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», хотя его называли и «дьявольским романом». Однако в нем как нельзя лучше представлены наглядно те нравственные преступления, которые могут погубить душу человека безвозвратно. Превосходно представлены автором идеалы, которым необходимо следовать в жизни.

Поделиться:

Теги:

Администрация портала
Комментарии

Необходимо авторизоваться!